Мои произведения

Авг.
13
2020

Рецензия на книгу «Есенин. Обещая встречу впереди» в серии «Жизнь замечательных людей». Автор - Захар Прилепин. Изд. «Молодая гвардия», 2020.

alt

   Глава первая заявлена периодом 1895-1914 гг.

   Однако книга открывается эпизодом из воспоминаний поэта Николая Клюева, близкого, «заклятого» друга Сергея Есенина: «От стены шагнула схимница в черном плате и, указав на Есенина, велела спокойно:

-Уходи отсюда, висельник».

   Вообще говоря, Николай Клюев еще тот был сказочник… Но дело не в этом. Дело в том, что сцена эта, ясно, задает тон всей книги. Это заглавная сцена, вынесенная в начало! Что бы ни было написано дальше, клеймо уже поставлено: «висельник».

   Должна отметить, что видно: работа проделана огромная, особенно в части родословной и той среды, в которой рос поэт. Но упор в исследовании сделан на том, что маленький Есенин получил моральную травму от неустроенности отношений родителей. И делается вывод, что это повлияло на дальнейшую неустойчивость психики поэта. То есть все исследования, вся книга подводит к первоначальной сцене: «висельник!».

   На стр. 52 нашла удивительную фразу...  «Александр Никитич /отец поэта/ задумывался, не показать ли сына психиатру». Откуда такие сведения? Что за сочинительство? Только потому, что Есенин отказывался есть мясо и носить вещи из кожи? Уверены, что Александр Никитич Есенин мог диагностировать, что сыну нужен психиатр? И вообще, это – чистейшая выдумка! В серии ЖЗЛ.

   Могу сказать, что автор книги делает выдержки из поэзии и писем поэта лишь частично, не приводя документ полностью. Между тем именно письмо полностью может отразить всю иронию написанного. Как и стихотворение –всю гамму чувств и информации. Имею в виду приведенное на стр. 54 письмо Маше Бальзамовой. В книге выдержка: «Мое я — это позор личности. Я выдохся, изолгался и, можно даже с успехом говорить, похоронил или продал свою душу черту, и всё за талант… Если я буду гений, то вместе с этим буду поганый человек».

А вот письмо полностью:

М.П. Бальзамовой.

29 октября 1914 г. Москва

«Милостивая Государыня!
Мария Парьменовна.

Когда-то, на заре моих глупых дней, были написаны мною к Вам письма маленького пажа или влюбленного мальчика.

Теперь иронически скажу, что я уже не мальчик, и условия, любовные и будничные, у меня другие. В силу этого я прошу вас и даже требую (так как я логически прав) прислать мне мои письма обратно. Если Вы заглядываете часто в свое будущее, то понимаете, что это необходимо.

Вы знаете, что между нами ничего нет и не было, то глупо и хранить глупые письма. Да при этом я могу искренно добавить, что хранить письма такого человека, как я, недостойно уважения. Мое я — это позор личности. Я выдохся, изолгался и, можно даже с успехом говорить, похоронил или продал свою душу черту, и всё за талант. Если я поймаю и буду обладать намеченным мною талантом, то он будет у самого подлого и ничтожного человека — у меня. Смейтесь, но для Вас (вообще для людей) — это тяжелая драма.

Я разоблачил человека и показываю независимость творения.

Если я буду гений, то вместе с этим буду поганый человек. Это еще не эпитафия.

1. Таланта у меня нет, я только бегал за ним.

2. Сейчас я вижу, что до высоты мне трудно добраться, подлостей у меня не хватает, хотя я в выборе их не стесняюсь. Значит, я еще больше мерзкий человек.

Вот когда я открыл Вам глаза. Вы меня еще не знали, теперь смотрите! И если Вы скажете: «Подлец» — для меня это лучшая награда. Вы скажете истину.

Да! Вот каков я хлюст. Но ведь много и не досказано, но пока оставим.

Без досказа...

Прохвост Сергей Есенин.»

   Итак, хотя бы в моей рецензии читатель может оценить разницу между выдержкой и письмом целиком. Да, это, хотя и с юмором, его откровенность. Но из этого «начала» не вытекает конец декабря 1925 года.

Текст книги Захара Прилепина в серии ЖЗЛ «Есенин», в моих глазах и по моему мнению, имеет своеобразную, дискретную структуру. Большая часть текста – хорошо проработанный, очень тщательный материал, основанный на выявленных фактах. И вдруг! Как восклицательный знак в череде ровных, правильных строк. Или точнее – странный символ. Это мнение автора в том, что именно этот, описываемый факт биографии, - та самая, еще одна черта, которая подводит «закономерный» итог 1925 года: «висельник!». То есть это выглядит эдаким нарочитым вкраплением. Будто автор пишет, пишет наработанное честным писательским исследовательским трудом, а потом вдруг вспоминает: а цель-то у меня доказать, что он «висельник». В течение первых 60 страниц встречала такие эпизоды раза четыре.

Судьба поэта описана очень четко и обыденно. Прозаично и буднично. Думаю, не о таком Есенин мечтал, когда говорил: «Обо мне напишут!» Он сам бесконечно создавал миф о себе, сказку. А здесь никакой сказки нет.

   Несмотря на многочисленные выдержки стихов и их анализ, в книге нет поэтического взгляда… Выбранные цитаты стихов скорее иллюстрируют прозу его жизни.

   В книге Станислава и Сергея Куняевых в серии ЖЗЛ «Сергей Есенин» изд. «Молодая гвардия», 2007 – более поэтичный Есенин. У Куняевых другой Есенин. Его любишь сердцем и принимаешь целиком. А здесь гармонию разложили по полкам. И объяснили к тому же: вот здесь он был подлец – бросил Анну Изряднову с сыном Юрием, вот здесь – непочтительный сын… и т.д. Что бы он чувствовал, если бы прочел эту книгу? Что его раздели, а стихи – на задворках. Но! «Мышиными зубами горы не подточишь» - говоря словами поэта.

   Что мне показалось значительным в этой книге: замечателен разбор поэм «Октоих», «Небесный барабанщик», «Пантократор» и других революционных поэм. Стр. 146 и др.

   Собственно, идея о том, что раскол церкви во времена Петра Iи патриарха Никона в результате реформы, - это и есть основа того, что в 1917 году стали крушить церкви, - идея эта не нова. Увы, никак не могу вспомнить, где об этом читала. Хотя 17 апреля 1905 года Николай IIиздал указ «Об укреплении начал веротерпимости», уравнявший старообрядцев в правах с неправославными христианами; после принятия указа началось строительство многочисленных старообрядческих храмов. И все же. Народ не доверял государству в целом, а церковь была срощена с государством. Поэтому народ крушил церкви. А вовсе не от безверия и насаждаемого Лениным атеизма. Крушил как символ государственности. Как символ навязанной формы веры. И поэтому Сергей Есенин в беседе с Александром Блоком присочинил о том, что он из богатой старообрядческой семьи. Эта мысль Захара Прилепина мне понравилась. Старообрядцы всегда были на острие бунта. Стенька Разин, Пугачев. Они – против.

   Интересно и обширно написано о сломе Церкви в 1917 году у Игоря Капканова «Раскол».

   Главная характеристика, которую я могу дать книге Захара Прилепина: она написана прозой. Сугубо – прозой. Взгляд прозаика на поэта…

   Любопытно. Автор три раза повторяет, что Есенин прожил с Мариенгофом дольше, чем с любой из своих жен… У меня сложилось впечатление, что автор исключительно симпатизирует Анатолию Мариенгофу. И стихов его приводит очень много! Есенин не выглядит у него ни на минуту гениальнее Анатолия… А в человеческих качествах еще и проигрывает последнему. В чем тут дело?

    Думаю, стихи Сергея Есенина отличаются главным от всех современных ему поэтов. Он владел тайной русского Слова и тайной проникновения в людские души. Он сумел коснуться души почти каждого, кто его читал. Но в сердце автора книги он не смог войти. Это не страшно. Думаю, все еще впереди. Я тоже начала читать Есенина лишь в тридцать три. А до этого он будто не существовал для меня. В юности я Маяковского ценила и понимала. И зачитывалась! Нет, Захар Прилепин отлично понимает стихи Сергея Есенина! Не чувствует только. А разбирает их просто отлично. На таких разборах можно даже диссертацию по филологии  писать. А то, что Анатолий Мариенгоф у автора наравне с Сергеем Есениным… Такое чувство, что книгу писал Мариенгоф. Ему бы книга эта точно понравилась.

  Совершенно непрофессиональная ошибка: во второй вкладке фотографий последнее фото с надписью: «Поэт за работой. 1920-е гг». Так вот, это не фотография Сергея Есенина. Это фото современного актера. Досадный ляп.

   И еще один ляп в фотографиях. В той же самой второй вкладке есть фотография с надписью: «Особняк на Пречистенке, предоставленный советской властью Айседоре Дункан. Современный вид». Честно, я смеялась. Это не тот дом, не Пречистенка, 20, не дом Изадоры Данкан /Айседоры Дункан/. Это дом Дениса Давыдова, Пречистенка 17/10.

   На стр. 310 книги утверждается, что никакой защиты «сверху» у имажинистов не было, и все их хулиганство и выходки – на свой страх и риск. Они делали такое, за что другим гражданам грозили в те годы неизбежные кары, вплоть до расстрела. Но они хулиганили без всякого прикрытия, просто силой юности и азарта. Так вот. Это не соответствует действительности. Есть книга белорусского автора Петра Радечко «Реабилитированный Есенин», за которую П. Радечко получил премию «О Русь, взмахни крылами!», устроитель и председатель жюри – Д. Дарин. Белорусский автор все выдумки и ложь Анатолия Мариенгофа подверг самой тщательной проверке. Человек занимался разбором «Романа без вранья» и других романов Мариенгофа всю жизнь. Подумайте только: я занимаюсь темой жизни и творчества Сергея Есенина двенадцать лет, а П. Радечко – всю жизнь. Мариенгоф сам в «Романе без вранья» пишет, что работал у Константина Степановича Еремеева, заведующего издательством ВЦИК. Кто безвестного мальчика из Пензы туда пристроил? Жил у «двоюродного брата Бориса (по-семейному Боб) во 2-м Доме Советов (гост. «Метрополь»)» - снова цитирую Мариенгофа. «Чай в номер внесло мирное существо в белом кружевном фартучке». В 1918 году! Голод, холод, продразверстка, тиф.

   Петр Радечко утверждает, что мощной «лапой» Мариенгофа и всей имажинисткой братии был не только родственник Мариенгофа Эпох Фридрихович Розенталь, нарком водного транспорта, но и вся верхушка, собственно, власти. Луначарский в том числе. Вся имажинистская компания была двинута в народ как противовес поэтам и писателям старого времени.    

  Могу сказать, что Эпох Фридрихович Розенталь был замнаркома водного транспорта в 1936-37 гг., что было в 1919 году, сказать не могу.

   Итак, думаю, сказанного достаточно, чтобы опровергнуть «романтику» Анатолия Мариенгофа и Захара Прилепина. Это была политика чистейшей воды.

   Про Изадору Данкан /Айседору Дункан/ все написано в целом верно. Что меня несказанно удивило. Всегда, начиная читать написанное о ней отечественными авторами, делаю будто глубокий вдох, потому что готовлюсь к боли. Что будет неправда, снова мне оцарапают душу. К удивлению, я почти не поцарапалась тут… Кроме того, что написано, будто бы Кремлевские погреба были для нее всегда открыты. Не было этого! Она тратила в России свое золото. На наших детей, умирающих от голода. И на Сергея Есенина за границей. Так и разорилась. Читайте мой роман-исследование «ТАНЕЦ и СЛОВО» изд. РИПОЛ-классик, 2016. Писала роман шесть лет. Он удостоен литературной премии им. М. Пришвина.

   Что согрело… явлено верно: между Сергеем Есениным и Изадорой была настоящая любовь. И даже болезненная страсть – со стороны Есенина.

   Забавно: Григорий Колобов на стр. 389 вдруг стал Коробовым.

   На стр. 376 нашла, чему улыбнуться… Цитирую: «с Изадорой – так он стал ее называть, потому что никакого «айс» в русском языке нет, а «задор» - есть». Чистейшая выдумка Захара Прилепина. В серии ЖЗЛ! Ее имя – Изадора! Так ее звали и зовут сейчас во всем мире. Кроме России. Последний друг Изадоры Виктор Серов, написавший о ней книгу «TherealIsadora», которую я перевожу со своим сыном, сказал, что неправильное произношение имени танцовщицы в России является «фанатической ошибкой».

   Захар Прилепин попеременно зовет ее то Айседорой, то Изадорой. Примерно в соотношении 3:1. Спасибо и на этом… Но ближе к концу – снова только Айседорой.

   Далее… На мой взгляд, неверен разбор поэмы «Страна негодяев». В книге написано, что личностного, близкого самому Есенину больше в образах Замарашкина и Рассветова – то есть сочувствующих власти - и даже в образе комиссара. Нежели Номаха… Я не согласна. Авантюризм самой высшей марки – вот основа личности поэта. В самом хорошем, романтичном смысле. Дерзание, кураж! Этого нигде нет у Прилепина. Холодный текст. Никакой он не озорник у Прилепина. А ведь в этом весь Номах. И его бегство – выход, который видит Есенин, единственно возможный счастливый конец. И это счастье – что он сбегает, обманывает всех, как волк, бросается за красные флажки.

   Очень подробно, даже нудно доказывается (со стр. 547), что Есенин видел себя только с советской властью, и, более того, обожал Троцкого, «был им очарован». В дальнейшем, еще на пятистах страницах, Захар Прилепин слепил из него вообще – советского поэта…

   Еще неправильность: отношение поэта к Августе Леонидовне Миклашевской. Не была она его возлюбленной, ни единой секунды. Она – игра его была. Актриса, которую он выбрал на роль Музы. Она холодна к нему была. Стихи эти – Изадоре, и только ей. Даже несмотря на посвящение Миклашевской. Вот так поэт уходил от Изадоры… И не за две недели по возвращении он написал эти стихи. Раньше. То есть Прилепин разделяет официальную точку зрения: раз надписано, что Миклашевской – это ей. И приводит единственную строчку, которая действительно относится к Миклашевской: «Что же имя твое звенит, Словно августовская прохлада». А вот то, что она прохладна была – это точно. Точно такая же история с посвящением теоретической работы «Ключи Марии» Мариенгофу. А надо было – Николаю Клюеву. Который и отдал Есенину эти «Ключи Души», ключи Слова русского. Клюев примыкал к секте хлыстов, от которых узнал основы нашего праязыка, ту тайну и древнюю историю, что заключена в каждом нашем слове. Эту тайну он отдал любимому Сереженьке.

   Стр. 586. Отрывок из неустановленного произведения об Изадоре. Захар Прилепин утверждает, что это вовсе даже и не о ней, де мол, она – не она, а просто образ осени, в которую превращается… сам Есенин, его фамилия. И тут же – предлагает свою авторскую выдумку: де мол, Есенин нашел перчатки Изадоры в кармане своего пальто и сразу же решил отдать их Ане Назаровой, подруге Галины Бениславской. ?

   Между тем, он беспредельно конкретен, это Есенинский текст. И никакие это не стихи в прозе. Это будто часть дневника, который пишут на ночь… или неотправленное письмо Изадоре, по которой он скучал, «гадал по перчаткам».

    И это в книге не единственный случай, когда вроде бы логический разбор стихов и фактов завершается выдумкой автора книги.

   Стр. 601. Опечатка: « - Издаро-о-ора!».

   Главная мысль, которая возникла у меня по мере прочтения книги … Захар Прилепин не относится к Есенину, как к гению. Просто пишет о нем, как о мужике. Де мол, детей и баб бросал, никого особо не любил, Вольпин права, только себя любил… Был равнодушен к любви и чести достойных девушек. Я скажу иначе: нельзя к гению подходить с мерками обывателя. Потому что он другой. Талант всегда принижает гения. Иногда не нарочно. Просто он его не видит. Простые люди видят, кто гений, а кто талант. Талант ставит гения вровень себе. Но это не так! Пушкин писал о гении в письме к П.А. Вяземскому в ноябре 1825 года: «Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы – иначе».

   Мариенгоф в книге практически равен Есенину. И новатор в стихах, и провидец нового. Стихов Мариенгофа – море – в книге о Сергее Есенине. И рядом строки их обоих. Де мол, одинаковы… Но ведь Мариенгоф – просто талантливый и ловкий человек. Делец. Не нужно путать с гением русского Слова. И рядом не нужно ставить. Они не рядом. Хотя и любил Есенин Мариенгофа одно время – очень.

   Главное, чего нет в этой книге – это поэзии. Я не увидела здесь великого русского национального поэта Сергея Есенина. И даже более того… У Прилепина он – советский поэт! Всем сердцем стремившийся найти общий язык с властью. «Поэма о 36», «Баллада о двадцати шести». Вы читали их? Они написаны потому, что это было необходимо. Надо было выжить. Поэт отчетливо понял после травли за антисемитизм, что выжить не дадут. В этих вещах нет крови сердца, нет той бьющей прямо в душу стрелы сопереживания, как в его лирических стихах. И на Кавказ он убежал, чтобы попасть в Тегеран… Поздно понял, что Изадора была права, когда хотела, чтобы он остался за границей. Только он ведь не мог без любимой Руси… Вот такой крест.

   Ни слова о воспоминаниях Николая Вержбицкого, друга С. Есенина, о том, что поэт пытался убежать морем – в Константинополь. Затея не удалась. «Один из членов закавказского правительства, большой поклонник Есенина, дал письмо к начальнику батумского порта с просьбой посадить нас на какой-нибудь торговый советский пароход в качестве матросов с маршрутом: Батум — Константинополь — Батум» - Н. Вержбицкий.

   Захар Прилепин приводит лишь выдержки стихов. Это не дает полного и правильного представления о всей мысли поэта. Однако «коммуной вздыбленная Русь», несмотря на все другие мягкие слова этих стихов – действительно – о дыбе. О пытке любимой Руси. Точно так же приводимое стихотворение – как гимн новой России – «Неуютная жидкая лунность»:

«…Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес».

Но! «Моторный лай» и «песня тележных колес». Есть разница? Умом вроде согласен со «стальной Русью», но только у телеги «песня», а у мотора – все равно «лай». А душа его – с песней. Вот так…

   В книге сильная поэтизация большевизма и большевиков – как честных, сильных, прямых, очень правильных людей. Где-то я это уже слышала… Боюсь, все детство это мне долбили.

   И Есенина никто не спаивал, как утверждает автор. Стр. 671. «Есенин сам был инициатором этого времяпрепровождения – в нем неизменно просыпались черты его константиновского деда, возвращавшегося с заработков и устраивающего праздник всей улице на несколько дней, пока все с ног не свалятся, а бабка не спрячет еще не пропитые деньги. Может, деда тоже спаивала константиновская улица?».  Он сам виноват, так и написано. Он сам вокруг себя устраивал карусель и балаган, сам людей подбивал пить с ним. Величиной в стране и в поэзии был огромной, ему никто не мог отказать… Его питие – признак суицидальной склонности. Это он еще с Европ и Америк так с собой начал кончать.

(стр. 745) Глубоко возмутило. Цитирую. «30-го числа, в день, когда Есенин обнимался в Баку с Чагиным, во внутренней тюрьме ВЧК по делу «Ордена русских фашистов» расстреляли Алексея Ганина и шестерых его сообщников». Алексей Ганин был другом Есенина с 1916 года, еще с Санкт-Петербурга. Каких еще сообщников? Автор такой фразой показывает, что считает Алексея Ганина действительно виновным в создании некой организации против советской власти. Автор таким образом принимает сторону советской инквизиции. Между тем, кроме глупых фантазий и манифеста «Мир и свободный труд народам», написанного им в одиночку, у Алексея Ганина ничего не было… Идеалист Леша Ганин…

   Захар Прилепин пишет, что Есенин перестал писать «советские» стихи после расстрела Ганина. На мой взгляд, дело не в том, что он ужаснулся до глубины души. Он и раньше все видел, не дурак. Он понял, что это бесполезно! И Маяковский, который распластал себя и свой дар для советской власти – тоже бесполезным делом занят. Захотят казнить – казнят.

   Если заявка первой сценой в книге – была о «висельнике», а потом этот рефрен повторялся лишь время от времени, то к концу ритм «висельника» стал звучать чаще и чаще, о поэзии – вскользь и строчками, подтверждающими, что Есенин дошел до ручки в пьянстве и потере себя, потере дара. К концу книги это уже не рефрен, это набат – по ритму построения повествования – набат по умирающему, измученному жаждой самоубийства поэту. Автор утверждает, что в 1925 году Есенин исписался, почти ничего не создал. Всего шестьдесят одно стихотворение…

    Покажите мне современного поэта, способного создать шестьдесят один шедевр за год!

   Прилепин утверждает, что он написал все, что мог, а потом решил уйти. (Стр. 797). Что он закрыл для себя все темы творчества. Что жить ему было незачем. И ждать от жизни нечего. Этот навязчивый набат автора изрядно долбит по мозгам. Не уверена, что старый термин «меланхолия» в современной психиатрии означает маниакально-депрессивный психоз. Такое чувство неприятное, что Есенина раздели, да еще и в грязи вываляли. Злая грусть – вот моя эмоция от прочтения.

   Слишком много сил автор уделил вопросу самоубийства. Зачем? Сами подумайте. Для меня это никогда не было самым главным. Скорее – его внутренняя борьба тьмы со светом. Борьба с «Черным человеком». Вот что важно. А уж «черных «человеков» - миллион лиц в стране Советов. И не надо рассказывать, что Дзержинский почитал Есенина и его оберегал. Что все красные партийцы – чистые сердцем, а главное – руками. Захар Прилепин постоянно их превозносит и повторяет их имена, как главных друзей поэта. Я перечислю: Воронский, Чагин, Киров, Дзержинский, Луначарский. (стр. 807).

   В этом набате о «висельнике» бывали передышки. Например, о Блоке и Есенине. Связь огромная, духовная, не только творческая и технически стихотворная, - несомненна.

   Ох.. Все байки собрал автор про «приговоренного к самоубийству» Есенина. И байку про ребенка, который испугался поэта в его последние дни в Ленинграде. И байку Павла Мансурова про петуха… Написано это было лишь в 1972 году… Ольге Синьорелли. В частном письме! Беллетристика.

   Кто требовал раскрыть архивы КГБ? Кто – даже эксгумацию провести. Последнее – неправильно, думаю. Книга Захара Прилепина ставит жирную, увесистую, как оплеуха, точку – на 1019 страниц текста: «висельник».

   Именно в конце книги, точнее, описания жизненного пути поэта, становится ясно, для чего писалась книга… Для меня идея проклюнулась сразу: первой сценой с Клюевым и схимницей.

   Если книгу отложить, а потом снова начать читать про последние дни поэта, дичь предстает перед мысленным взором: какой-то измышленный живой петух, которого везде таскали, какие-то ванны… Ванн в номерах «Англетер» не было. Это так, к слову. И вообще – беллетристика (стр. 824): «26 декабря Есенин снова поднялся до шести утра. Чтобы как-то от самого себя избавиться, надо было двигаться, шевелиться – только не молчать, не думать, не застывать на месте».

   1000 страниц посвящены двум главным задачам: доказать, что Есенин удавился и что он был насквозь «советским».

   Стихи, «доказывающие» его приверженность советской власти - все приведены не полностью. То же самое стихотворение «Неуютная жидкая лунность» - на стр. 949 – обрезано. Все выхвачено. «Поэма о 36» - безэмоциональная, отстукивающая ритм, как строевой шаг, каждое слово – не стрела, а пуля.

   То, что касается доказательств самоубийства поэта – то в книге Захара Прилепина дан краткий вариант зеленой книжки «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии», изданной в 2003 г. на основе материалов комиссии Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта». Те, кто читал, поймут.

   Забавно: автор приводит высказывание Николая Брауна /старшего/, не замечая, что оно противоречит официальной фотографии №5 гостиницы «Англетер», где нашли тело поэта. Хотя… видел ли автор эту фотографию? В книге ее нет. Итак, цитирую: «…судя по всему, Есенин поставил в левом /курсив мой/ переднем углу стол, на него столик, стул, дотянулся до изгиба тонкой трубы парового отопления...». На официальной фотографии стол и трубы отопления справа. Сын Николая Брауна, тоже Николай Браун, автор песен, сообщил, правда, спустя много лет после смерти отца, что отец был уверен, что поэт погиб от пыток. Но свои воспоминания опубликовал в советской печати такие, которые могли увидеть свет. Так что приведенные мною строки включил в книгу сам Захар Прилепин. Автогол в свои ворота.

   И вдруг! На стр. 960 Захар Прилепин отметил, что по количеству стихов о христианской вере Есенин – христианский поэт. И их даже гораздо больше, чем «советских» стихов! Но об этом – только 10 страниц из 1019. Со стр. 960 по стр. 970. Вообще, считаю, что нельзя творчество Сергея Есенина так «потрошить».  Как у Пушкина в трагедии «Моцарт и Сальери»?

«Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию».

   Вот примерно так поступили с поэзией Есенина.  Разъяли, как труп. А Есенин слишком сложен, слишком глубок! И никакого по-настоящему хорошего анализа его стихов, кроме революционных поэм, я не увидела.

   Захар Прилепин классифицировал читающую и интересующуюся судьбой Есенина публику, верящую, что поэт был убит. Стр. 860. «Сторонники просто абсурдных, зато крайне навязчивых версий убийства Есенина делятся на несколько основных типов. Люди глубоко и безоглядно религиозные… Политически ангажированные, маниакальные антисоветчики… Женщины, откровенно влюбленные в Есенина и охраняющие его имя от злых наветов… Случаются причудливые смешения всех перечисленных вариантов».

    Как вам?

   Автор книги прошелся огульным катком неприятия по многим писателям, посвятившим себя изучению судьбы и творчества поэта. Стр. 866-896. В их число вошли: Н. Сидорина, Э. Хлысталов и другие. Все равно, ошибались они или были правы. Они высказали свое мнение. Они любили и любят поэта. Читая книгу, я все время думала: сколько можно убивать поэта?! Где его творчество? И почему Прилепин не критикует окололитературных писак, кропавших всякий бред о сумасшествии Есенина? Таких, как А. Панфилов, В. Тормышов?  Почему для уничижительного хая выбрал настоящих, сильных писателей и хороших людей?

   В эпилоге очень много о всех родных, близких, даже просто знакомых, что окружали поэта, были ему дороги. Это хорошо. Есть попытка вывести родственную линию: что его дети – продолжение его гения. Но, думаю, это лишнее. Все приходят в этот мир готовыми. И дети гения не бывают ему равными.

   Была на литературной встрече с Захаром Прилепиным 16 декабря 2017 г. Он сказал, что собирается заниматься темой Сергея Есенина… В тот же день я подарила ему свой роман «ТАНЕЦ и СЛОВО» о Сергее Есенине и Изадоре Данкан /Айседоре Дункан/. А уже через полтора года его книга в серии ЖЗЛ о Есенине более чем в 1000 страниц была подписана в печать. Кроме того, за это время вышли еще три полноценных, больших книги автора в размере романа. В том числе о Леониде Леонове. При этом автор ведет активную политическую и общественную жизнь. Фантастическая, прямо-таки ленинская работоспособность.

   В конце явственно указано, что поэт – русская миссия, не просто гений, а чистая душа-пророк, и в каких-то поступках не просто добрый – выше… Но! Как же вот эта внутренняя вера может сочетаться с самоубийством?! Отдавая себя, человек уповает на Бога.

   Так что автор сам себе противоречит. Это бросается в глаза. Нельзя сидеть на двух стульях. Это неудобно. Свалишься.

   Рецензия писалась по мере прочтения книги, таким образом, читающий эти строки может проследить изменение моих эмоций на протяжении повествования…

      Стр. 987. Цитирую Захара Прилепина: «Современники Есенина еще совсем недавно тут были. У меня с ними великое множество знакомых. Я им руки жал, а они – Леонову, Катаеву, Казину. А те – Есенину. Всего-то три рукопожатия».

   Только я думаю, что Сергей Есенин З. Прилепину за эту книгу руку жать не стал бы.

   Моя бабушка говорила: «Бумага все стерпит». Это про эту книгу… Читая ее, я испытывала настоящую, тяжелую боль и злую грусть. Он не может защитить себя, Сергей Есенин… Это должна сделать я. Чего бы мне это ни стоило.

Леонид Леонов:
«У нас любят писать некрологи, пишут их всласть, умело и смачно, с видом нравственного превосходства, не щадя чернильных сил своих. О мертвых можно… А Сергей Есенин мертв: он уже больше не придет и не пошумит, Есенин…».

   Закончить хочу стихами Сергея Есенина:

«Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!».

И да! «Не боюсь я этой мариенгофской твари и их подлости нисколечко». «Мышиными зубами горы не подточишь!». С. Есенин.

 

 
Окт.
18
2017

Интервью на Подольском радио. Сентябрь 2017.

    alt            

 

           Беседовала Анастасия Шинкеева

           Вступление Людмила Степанова

 

   «Я сердцем никогда не лгу». Эти строки принадлежат поэту Сергею Есенину. Сегодня в студии подольского радио известный подольский писатель Татьяна Трубникова. Шесть лет Татьяна Трубникова писала роман «ТАНЕЦ и СЛОВО», который посвящен Сергею Есенину и Изадоре Дункан. Беседу с Татьяной Трубниковой ведет Анастасия Шинкеева».

А.Ш.-Здравствуйте, Татьяна.

Т.Т.– Здравствуйте.

А.Ш. – Несколько слов о нашей гостье. Родилась она в Москве, но большую часть жизни живет в Подольске. Она – автор многих повестей и рассказов, некоторые из которых включены в книгу «ЗНАКИ ПЕРЕМЕН», выпущенную в 2009 году. А через шесть лет Татьяна выпустила роман «ТАНЕЦ и СЛОВО» о взаимоотношениях Сергея Есенина и Изадоры Дункан. Книга получила множество положительных отзывов. Но не только в литературе проявила себя наша героиня. У нее два образования: экономическое и кинодраматургическое. Татьяна Трубникова работала в соавторстве над телесериалом «Любовь слепа». А за сценарий фильма «Игра вслепую» в 2003 году получила литературную премию на конкурсе сценариев для детей и юношества от фонда Ролана Быкова. Но это, конечно, не все достижения писателя. Впереди у нее множество планов, о которых она нам и расскажет. Татьяна, когда вы впервые поняли, что писать – это ваше дело?

Т.Т. – Наверное, догадывалась лет с восемнадцати. Вообще, что-то первое начала писать в двадцать один год. Но приняла решение, что хочу быть именно кинодраматургом, мне интересно именно это, захотела учиться на сценариста – в двадцать пять лет. Как говорил Петр Тодоровский, режиссер, это возраст принятия решения. «Я не верю, - говорил он, - людям, которые приходят в режиссуру в семнадцать лет. Потому что двадцать пять лет – это тот возраст, когда человек действительно понимает, что он хочет в жизни, что он хочет сказать».

 
Янв.
31
2016

Роман "Танец и Слово" Синопсис на английском языке.

altalt

Роман "Танец и Слово". Синопсис на английском языке.

alt

 

 
Фев.
12
2015

Танец и Слово. Главы романа.

alt

                                          Танец

                                                     и

                                                         Слово

 

                                                                             ГЛАВЫ  РОМАНА

   О, она всегда, всегда ощущала себя божественной! Ее так и звали: божественная. Каждую минуту ее удивительной жизни. Даже сейчас, с обломанными навсегда крыльями, с окаменевшим сердцем… она знала это о себе. Сильное тело с прекрасными, текущими линиями делало каждое движение исполненным тигриной грации и бесконечного, идущего изнутри, из самой сути ее существа, - обаяния. Богиня, рожденная из пены. Она – дочь ветра и волн, легкокрылого полета птицы и пчелы.

   Исида – было ее имя. Подобно древней богине, властной над жизнью и смертью, благоденствием и трагедией, вмещающей в себе самой – все…

   Но еще она была просто женщиной. Да, ее обожали и превозносили, ею восхищались и бесконечно удивлялись ее власти над зрителями… Едва она делала малейшее движение, самое простое, даже не связанное с волнением мелодии, все взгляды устремлялись на нее. Только на нее, потому что не смотреть на нее было невозможно. В каждом повороте головы на грациозной шее, в каждом шаге сквозила ее божественная сущность.

   И еще – она всегда смотрела вдаль, даже если – кому-то в глаза -  будто в просторы океана, где кромка неба сливается с горизонтом… И всегда, всегда, всегда была безумно влюблена… Только не сейчас! Увы, увы. Все кончено. Для нее все кончено… Ах, ее бедное, ушибленное сердце! Так она думала в этот вечер.

 
Дек.
15
2014

Горе-гореванное. Сценарий.

alt                        Идея: А. Донсков. 2000 г.

    Девушка голосует на пустынной дороге. Время от времени прикладывается к бутылке. Ее заметно качает. Никто не останавливается. Она злится. Вслед одному даже плюнула. Спрятала бутылку. В дешевой машине за рулем сидит молодой человек. Пританцовывает сидя в такт ритмичной музыке. Видит голосующую девицу и останавливается.

   Молодой человек открывает дверцу.

Она. Привет. Прокатишь? Кавалер.

Он. Садись. Тебе куда?

В полутьме лицо водителя расплывается в ее глазах и превращается в лицо другого мужчины, чем-то напоминающего его.

Девушка  рушится на сиденье, искоса взглянув на него снова. Но видение исчезло.

Она. Мне все равно. Лишь бы быстро.

Он. Быстро?

Она. Да. Быстро, быстро. Так, чтобы душа ушла в пятки.

Нервно смеется.

Он. А ты красавица.

Она. Да… Все равно.

Он. Как это - «все равно»?

Она. Ты ослышался. Я сказала «все говно».

Он. Такая девушка, как ты, не могла сказать «все говно».

Она достает бутылку, прикладывается.

Он. Ба! А я и не унюхал. Со своим что ли поссорилась?

Она. Помолчи.

Вновь взглянула на него. И вновь пьяные глаза на мгновение ее обманули.

 
Дек.
14
2014

Голубятник

 alt 

    Кто он был такой и откуда? Никто не знал. Просто жил себе человек поживал. Никого не трогал. Чудаковатый старик. Походка смешная – вперевалочку. Будто ноги не сгибаются. Соседи его терпеть не могли. Вот почему.

    Старик этот голубей любил. Они как-то незаметно вошли в его жизнь. Сначала он не задумывался, зачем ему эти серые бестолковые птицы. Просто кормил. Хлопали крыльями, слетаясь. Кто быстрее? А потом стал чувствовать прилив бодрости и какой-то первобытной радости после каждого общения со своими крылатыми друзьями.

   «Не иначе, птицы мне сил прибавляют», - решил он.

   Так и повелось.

   Каждое утро он садился в свой старенький «жигуленок», и первым делом ехал в магазин. За пшеном. Покупал много. В магазинах его давно знали. И знали, зачем старик покупает зерно. Снисходительно выкладывали на прилавок килограммы  крупы.

    А уже потом старик отправлялся в те точки города, где приучил кормиться  птиц. Таких мест было четыре или пять. И везде его ждали. Ждали птицы.

   Едва подъезжал, они слетались. Он знал, и очень хорошо, что они отличают его безошибочно от всех прочих людей. Еще издали узнают. Сознание этого очень согревало старика.

   Был он некрасив, низкоросл и коренаст. Кривые ноги. Походка – голубиная, вперевалку. Мутные кроткие голубые глаза. Жиденькие волоски, торчащие из лысины. Извечные безобразные тянучие тренировочные брюки на нем. Да выцветшая куртка.

   
Апр.
05
2014

Мемуары моего дедушки о 1914 годе.

alt   Мой дедушка, Рожков Николай Степанович, прожил долгую, трудную и необычную жизнь. Он очень любил учиться. Хотя судьба изначально не давала ему шансов… С шести до десяти лет он посещал сельскую школу. До конца дней сохранил память о том, что построил ее для крестьянских детей местный помещик Окунев. Село Маслово неподалеку от Орла в то время было огромным, простиралось на слиянии двух рек, делящих его на три неравные части. С десяти до восемнадцати лет дедушка работал в поле: пахал, занимался крестьянским трудом. Учебы не было, он очень страдал. Отец не отпускал его. Потом сам, экстерном, прошел весь курс школы за три года. Поступил в ЛФТИ в Ленинграде. Стал инженером. Сразу после Великой Отечественной войны принял участие в разработке атомной бомбы. На основе сельсинной связи придумал станок по обточке ядерной боеголовки, ставший последней точкой в ее создании. За что получил сталинскую премию в четырнадцать тысяч рублей, но ехать получать ее отказался… Всю жизнь проработал на секретных военных заводах,  «почтовых ящиках», на руководящих должностях. Но так и не вступил в коммунистическую партию. Как ему это удалось? Репрессии его не коснулись. Ведь он был беспартийным! Помню его молчаливым и спокойным. Почти всегда с книгой в руках. Тяга к познанию у него была феноменальная. Когда ему было семьдесят пять, и он еще работал, отец однажды застал его с новейшим учебником высшей математики. Более подробно я написала о жизни дедушки в очерке «Инженер Рожков», опубликованном в «Подольском альманахе» №14, 2010. Он писал мемуары около двадцати пяти лет, с перерывами. Это не были дневники в полном смысле слова. Потому что написаны в форме занимательных повестей. В них нет особого сюжета, кроме того, что давала ему жизнь, но читать его интересно. Отрезок мемуаров, представленный здесь, охватывает его первые воспоминания детства, 1914 год. Начало первой мировой войны. Сто лет прошло с тех пор… Есть моменты, которые не может осмыслить маленький ребенок, каким он был тогда. Видимо, более поздние рассказы матери и фантазия дополнили этот сюжет. Я постаралась сохранить его стиль, лишь сокращая некоторые предложения, бережно относясь к его слову. Сто лет прошло с тех пор…

                                                                                              Татьяна Трубникова

 

   «Когда начиналась война 1914 года, мы жили в Петрограде. С первого дня войны моего отца сразу отправили на фронт. Моя мать была родом из Орловской области. Когда проводили отца, она не знала, что ей делать… То детское пособие, которое она получала, было настолько мизерным, что прожить на него было невозможно. Больше года мы продолжали жить в Петрограде, но жизнь наша носила чисто нищенский характер. Хотя у меня мать была малограмотной, но портнихой она была хорошей. У нее была зингеровская швейная машинка, на которой она могла выполнять заказы. Увы, заказчики были такие же, как она сама, на таких много не заработаешь. Отец писал ей с войны часто, и вот однажды посоветовал ехать в Орловскую область, на родину, и, пока не кончится война, пожить там с детьми. Чтобы она не отказалась от такого совета, он написал, что его товарищи ей помогут справиться с этой задачей. У моего отца на заводе было много друзей. Но мать долго не решалась ехать. Прежде всего потому, что в деревне нас никто не ждал… Там ничего не было, как говорится, ни кола, ни двора. Но нужда заставила.

alt

   Мой прадедушка Рожков Степан Степанович. Фото 1950-х годов. Здесь ему 72 года.

   
Янв.
01
2014

Тюремщики

   alt alt   

   Что теперь с ней будет? Она умрет? А когда? Это главный вопрос. А если долго? Она не пушинка. Даже повернуться на бок – проблема. Хуже всего, что она сказать ничего не может. Открывает бессильно рот. Никак губы и язык не могут поднять неимоверную тяжесть. Вытягивает шею. Напрасно. Слова молотом стучат в мозгу, но бессильны вырваться из гортани. И руки, как чужие. Как тюфяк. Плита свинцовая, неподъемная. Раздавила. Только веки ее еще держат. А вымолвить и словечка не может. Всего-то и хотела сказать, что любит его… Да прости…

 

   Слезы катятся. От беспомощности. Да память, будто фильм старый, все крутит и крутит ее жизнь…

   То, что было пятнадцать лет назад…

   Нет, не может она отойти от глазка в двери. Вон, лифт скоро остановится. Не иначе, едет сюда, на девятый этаж.

   Гудящий электричеством, какой-то совершенно особый звук. Мощный трос тянет вверх кабину. А мотор здесь, на девятом, в небольшой башенке над стальной лесенкой. Поэтому так слышно.

   Сердце начинает трепыхаться быстрее каждый раз. Вдруг выйдет он? Пройдет быстро мимо ее двери. Такой подтянутый, интеллигент до кончиков ногтей. В сером благородном костюме. Он и не думает, что она здесь. Стоит, не дышит. Откроет свою дверь и исчезнет за ней. Там у него жена – шлюндра драная… и маленькая дочка. Ах… и тут ей захотелось сказать матом, как она привыкла… Да таким загнуть… Никогда у нее детей не было. Да и откуда им взяться? И фраера такого – в хахалях. Как не похож на ее Славку! А что Славка? Три отсидки. Какой с него красавец? Вон, черный весь. Щуплый, да кривой, как горбыль. Вспомнила и свои ходки. Страшно захотелось выпить. Страшно. Прям невмоготу. Пошла, хлебнула изрядный глоток. Чуть не подавилась, потому что поняла: пропустила его. Хлопнула дверь. Походку его почти не слышно. Так аккуратно ходит. Все, прошел. Теперь только банку осталось приставить к стене: слушать, о чем говорить будут. Страсть, как тоже это любила. И разговор у них такой чинный. Она ему: «что кушать будешь?» А он: «а что есть, Лизончик?» Ее Славка даже Ташкой не кличет, как раньше бывало. Никак. Так вот. Начнет сосед этой курице рассказывать, как у него там, в институте, дела… кто увольняется… кого командируют… куда ветер дует. Да и то можно слушать – пока Славка с работы не вернулся. Работа у него страшная. На кабельном. Говорят, облучение там. Да что их жизнь… нужна кому? Если б не кабельный завод, не видать бы им этих однокомнатных хором. Долго вообще никуда не брали. Только и выжили, что вместе держались. Они даже своим уже не нужны: стары для дел… Хлебнула еще. Эх, Славка обидится. Скажет, все вылакала. Стало немного легче. «Столичная», за четыре двенадцать. На картофельном спирту. До получки – десятка осталась. Прям одной красненькой бумажкой, с портретом Ильича.

   Чего б она только не отдала, чтоб хоть глазком посмотреть, как соседи живут. Их квартира представлялась ей чем-то вроде пещеры Али-Бабы из восточной сказки.

    Как она томилась… почти год, пока они уезжали. А сколько коробок перли из-за границы! Она даже Славки не стеснялась – у глазка стояла. Богатые.

   Потом – еще на год уезжали, еще и еще. Почти четыре года не видела его. Вот горе.

   А уж таскали! Ковры, картины, книги… Снова ковры. А какие сапоги были на курице этой! А золото! У нее глаз наметанный, профессиональный. Дорогие мульки.

   Ладно, х.. с ними. Вышла на балкон. Это она тоже любила. Кошка под ноги попалась. Отшвырнула ногой. Вот тварь бестолковая. Кличешь-кличешь: кис-кис! Пофигу. Зато белая, как снег.

   
Дек.
25
2013

Мою прозу можно также найти:

Друзья, любимые читатели и просто гости моей странички!!! :) Мой роман "ТАНЕЦ и СЛОВО" о Сергее Есенине и Изадоре Дункан был переиздан издательством "РИПОЛ-классик" тиражом 2000 экземпляров. Его можно найти в интернет-магазинах и в крупных магазинах Москвы. Роман удостоин литературной премии им. М. Пришвина за 2015 год. Сборник рассказов "ЗНАКИ ПЕРЕМЕН" только что переиздан МГО Союза писателей России НП "Литературная республика". В сборник вошли два новых рассказа.

Новые рассказы и повести читайте на сайте ridero.ru

Вот здесь: https://beta.ridero.ru/#!/common 

Другие сайты с моей прозой:

http://fabulae.ru/autors_b.php?id=5312

https://www.facebook.com/profile.php?id=100007866398870
https://www.youtube.com/channel/UC3ILvCtiOvn6ejaFuB5Nrfg
https://vk.com/trubnikovatatiana
https://www.proza.ru/avtor/trubnikovat
   
Дек.
16
2013

Исполнение желаний

   Так всегда было в жизни Ани: стоит чего-нибудь пожелать, это непременно сбывается. Вот такой она человек. Уверена, все скажут: счастливый! В детстве она никогда ничего не просила, потому что знала: придет и так. Будь то игрушки, книжки, признание самого хулиганистого мальчишки в классе… Все, что было способно пожелать ее сердечко.

   Когда Аня выросла, желания выросли вместе с ней. Нет, она не брезговала мелочами, они тоже доставляли ей массу радости. Но никогда не забывала о главном. Она стала художницей,  закончив Суриковское училище. Здесь она научилась мыслить объемно и неординарно. Это относилось не только к ее художественным работам, а и к мечтам и желаниям в целом. По окончании училища работала в рекламном бизнесе. До тех пор, пока там было возможно творчество. Вообще, каждый ее шаг приносил удачу. Она знала это свое свойство, и то, что сама по себе является истинным благословением для своей фирмы. Однако новые горизонты уже влекли ее. Остановка – смерть. Удача должна видеть движение. Чтобы ей, удаче, было любопытно…

   Аня занялась ногтевым дизайном, и добилась в этом деле блестящих результатов, впрочем, как и во всем, к чему прикасалась. За плечами был чемпионат Европы в Париже, где она заняла первое место. Как ее вдохновил великий город! Устала – страшно. Но и счастья полное сердце. Потом был Чикаго: чемпионат мира. И снова первое место! Конечно, для Америки она придумала нечто совершенно неординарное: русская матрешка, расписанная ею собственноручно в стиле модерн с моторчиком внутри. Когда он работал, матрешка крутилась внутри своего резного сарафана… Разумеется, ногти девушки, представляющей Россию и ее, Анину работу, были смоделированы в национальном стиле. Как и одежда. Русская красавица с чудо-матрешкой в руках… Это был фурор. Что она чувствовала? Что все исполняется, как обычно. И что она съела свою «шоколадку».

   Славно, она нужна людям. С каждым днем все больше и больше круг тех, кто нуждается в ее искусстве, кто хочет ее видеть, общаться с ней, перенимать ее мастерство. Просто иметь ногти, сделанные ее руками…  

   Иногда она стала ощущать крайнюю усталость. Страшные головные боли наваливались как-то вдруг, нежданно-негаданно. Тогда она останавливалась, отменяла все встречи, всю работу… Ложилась в темной комнате и закрывала глаза… Семья ходила на цыпочках. Даже сынишка знал: маму беспокоить нельзя.

   Однажды круговерть людей, бесчисленных встреч, нехватка времени так выжала ее, что засыпая, она мечтала, как было бы здорово очутиться на море… ловить глазами солнечные зайчики на воде… вспомнила, что пол надо бы помыть…

alt  

   Когда проснулась, не поверила глазам. Вокруг было море. Уже высоко вставшее летнее солнце играло на нем бликами. Будто зеркало. Сюрреалистичная картина: красивая и жутковатая одновременно. Спустила в воду еще теплые со сна ноги…

   Соседи затопили. В тот день у нее было очень долгое мытье пола. Воды - сантиметров на десять. Сынишка был в восторге. Вот тебе и море, и уборка! Это оттого, что желания у нее всегда исполняются быстро и спонтанно. С тех пор Аня поняла: осторожнее надо быть в желаниях! Могут исполниться.

   

   

Страница 1 из 2

Авторизация