Отзывы

   К роману "Танец и Слово"
 

    "       О романе Татьяны    

     Трубниковой

                 «Танец и Слово»

              Апология большой любви.

   … Знаете – можно сказать тысячи хвалебных слов, произнести миллионы фраз о бездарных произведениях

сегодняшней, так называемой рассейской литературе. Но от этого эти произведения только станут ещё пошлей

и бездарней. Я не хочу и не приведу примеры этой «литературы», дабы не попадать в дурную зависимость от

оскорбительных слов и дел, произнесённых и сделанных по моему адресу от этих «гениальных» инженеров

человеческих душ… Бог им судия. Да, впрочем, нет у них Бога…

   Но сегодня и сейчас буду говорить о другом. О настоящем с большой буквы! Когда я начал читать книгу

«Танец и Слово» Татьяны Трубниковой, я даже сначала не поверил, что вошёл в мир души Дункан и Сергея Есенина

с парадного входа, а не начал подглядывать в крошечную дырочку времени с чёрного хода за тем, что происходило

в душе и судьбе этих великих людей. Меня поразило, как автору удалось перешагнуть через самоё себя,

погрузившись в те переживания другой души, которые никогда не были доступны и, в общем –то, не ДОЛЖНЫ

быть доступны миру иной человеческой души. Автор как бы позабывает о себе или отрешается от самого себя:

он, автор, – то на некоторое время Сергей Есенин, то на других страницах романа – Дункан… И это действо

происходит на протяжении всего произведения – поэтизированной художественной хроники, потому что на

девяносто процентов сочинение состоит из фактологического материала с тонким творческим вымыслом, в

который невозможно не поверить… Помните, как у Булгакова: « Так вы – писатель?... Я – Мастер!..» Эти слова

можно полностью отнести к автору, к Татьяне Трубниковой. Роман глубинного погружения в переживания двух

гениев начала ХХ века… Можно много придумать, до десятка эпитетов, характеризующих язык романа, но

главными, на мой взгляд, пусть будут – сердечный, русский, настоящий… Вы посмотрите, как узорчато и

мастерски в повествование вплетаются светлые и неоднозначные поэтические образы и неординарные находки

автора, сцементированные цитатами из стихов Сергея Есенина и других русских поэтов; как Т. Трубникова

талантливо умудряется, применяю это слово в хорошем его значении, развернуть палитру сегодняшнего состояния

души Сергея Есенина или  Дункан и ярчайше расписать в переживаниях это полотно до мельчайших подробностей,

дойдя до донного дна или поднявшись до высокой высоты внутреннего мира героя, душа которого отвечает на

ту или иную реакцию окружающего его, героя, действительности. Что ж – некоторые из вас могут меня обвинить

в некой предвзятости, но это будет – только на вашей совести. Поверьте мне, что есть вещи, которые при всей

своей кажущейся субъективности – объективны… Мне не хочется приводить примеры из романа; даже не то, что

не хочется, а просто тогда нужно процитировать всё

произведение от корки до корки, от первой буквы до последней, от альфа до омеги, а это значит прописать его

специально для вас, тогда заметка получится на 575стр. И мне будет обидно, что в этой заметке моих написанных

страниц будет только две…

   То, что автор изучал документы тех непростых и трагических лет, читал хроники жизни Дункан и Есенина,

поэтическую и политическую историю России конца Х1Х и начала ХХ не вызывает ни капли сомнения, но разве

дело в прочтении и передаче всего того, что было ТАМ и ТОГДА. Дело в том, КАК это передаётся, с помощью

КАКИХ словесных средств и с КАКОЙ внутренней душевной отдачей… И я позволю себе ещё раз удивиться и

повторить, как этой замечательной и хрупкой женщине удалось донести до нас, читателей, эту жестокую

сказку-быль, сказку – потому что она написана светлым поэтическим языком, и быль, быль - потому что она –

правда, и жестокую, потому что правда всегда жестока…

Возможно, для кого-то мои слова покажутся пустым звоном, подобно тому, что разносится по белому свету «Эхо

столицы России». Но помните одно, литература – это не аппендикс русской культуры, куда можно сливать все

нечистоты собственного недалёкого ума и неразвитой души, а огромный мир Света, на который надо молиться

и которому надо внимать, внимать Его чистоте и величию…Читайте роман, и я надеюсь, что вы поймёте мои слова".

                                                                                 

                                                                                                    Поэт Андрей Чирков

 

 

Вас на роман благословил Всевышний.

Иначе, ну к чему бы этот сон?

Кормил Есенин Вас ночами вишней.

Не зря явился в 33 к Вам он.

Вслед за судьбой, по кабакам, салонам,

По чувствам, по страданьям, по слезам

Ступать, Татьяна, было нелегко Вам, -

Решать, где небо, ну, а где бедлам.

Но Вы смогли в кошачьей грязной шапке

От сладких ягод горечь отделить.

Молвою снова будет без оглядки

Листва шальная на ветру кружить.

И будет трезвым, будет снова пьяным

Рязанский ветер над Окой гулять.

Стихом же станет, танцем иль романом,

Того нам наперед не угадать.

                               15.10.2015.   17.15.

                                                                                                   Лариса Самашова, поэтесса.

 

   «Я в восхищении. Читал до утра. Это не проза, не просто роман. Это музыка. И еще какая! Счастлив, что у

меня есть эта книга. И такие друзья».

 

                                                                                                 Альберт Иванович Шилин, писатель. 

 

" Держу в руках книгу Татьяны Трубниковой "Танец и Слово", вдохновенный подарок писателя.
С первых страниц романа погружаешься в молитву, евангелие от любви Сергея Есенина и Айседоры Дункан.
Повествование написано в лучших традициях русской прозы. Не тороплив, плавен, не скучен её язык.
Всё соответствует означенному в романе времени, - ритм, слово, ужас эпохи и утомлённость чувств,
фатальность судеб... Автор достоверно и филигранно воссоздал эпоху, на фоне которой рождалась и умирала
любовь, которой , быть может, не было равной. И которая по мощи своей была равна судьбам главных героев!
Читайте книгу, погружайтесь в таинство слова!"

                                                                                                    Поэт и писатель, Марина Карио. 

 

     Держу в руках книгу Татьяны Трубниковой "Танец и Слово", вдохновенный подарок писателя.

С первых страниц романа погружаешься в молитву, евангелие от любви Сергея Есенина и Айседоры Дункан.

Повествование написано в лучших традициях русской прозы. Не тороплив, плавен, не скучен её язык.
Всё соответствует означенному в романе времени, - ритм, слово, ужас эпохи и утомлённость чувств,
фатальность судеб... Автор достоверно и филигранно воссоздал эпоху, на фоне которой рождалась и умирала
любовь, которой , быть может, не было равной. И которая по мощи своей была равна судьбам главных героев!
Читайте книгу, погружайтесь в таинство слова!


                                                                                                   Поэт и писатель, Марина Карио.

 

  В романе Татьяны Трубниковой «Танец и Слово» описывается, как два гения – гений слова и гений танца –

прилетели из разных миров, встретились, между ними возникла искра, зажглось пламя, которое горело два года,

и затем два гения полетели каждый своей дорогой в бессмертие.

 

 

                                                                                                  Президент Российского вакуумного общества,

                                                                                                  член Союза писателей РФ, д.т.н.,

                                                                                                   профессор Сергей Нестеров. 

 

 

   Роман "Танец и Слово" Татьяны Трубниковой привлек мое внимание в связи с тем, что жизнь двух знаменитых представителей

культурной прослойки России и Запада - Сергея Есенина и Изадоры Дункан , описана в виде документального романа. Стало

интересно, как удалось автору и удалось ли вообще, показать взаимоотношения Есенина и Дункан, а самое главное -

достоверное нельзя читать бегло, иначе не получится погрузиться в глубокий психологизм, заложенный автором в каждом

предложении романа. В романе нет глав, минимализм диалогов, образ героев книги представлен через призму поэтапного

повествования жизни поэта и танцовщицы. Складывается впечатление, что читатель смотрит многосерийный фильм, а не читает

книгу. Автор очень тонко показала читателю чем жили герои романа до встречи друг с другом, кто оказал влияние на их уже

сформированные характеры и как меняются они, обретя друг друга. Читая книгу, я ощутила особое уважение автора к своим

героям, чувствуется любовь и преклонение перед их талантом.

   Татьяна Трубникова настолько основательно и детально изучила документальные источники, именно это, на мой взгляд,

сыграло огромную роль в создании весьма органичных образов главных героев.

   Образность языка и не нагруженность конструкций предложений , правильно подобранные слова помогают погрузить

читателя в глубину существования жизни творческой женщины и мужчины, которые вспыхнули друг для друга в абсолютно разных

состояниях душ. Еще нельзя не отметить, что через их эпизод жизни, автору удалось показать и рассказать о жизни и нравах

людей, живших в начале 20 столетия в эпоху государственного переворота. Есть моменты в романе, где употребляется изрядно

разговорная и грубая лексика, что меня лично очень огорчило. Я думаю, что это было сделано автором специально, чтобы

показать стороны характера Есенина, его своеобразный нрав. Но лично мне показалось, что такого не следовало бы допускать. 

   Я благодарна Татьяне за то, что в романе Есенин показан, не как дебошир и пьяница , а как человек мыслящий, чувствующий,

любящий Родину, умеющий ценить дружбу и любовь. Просто у многих о нем представление, как о бездумным пьющим поэте,

на самом деле это было не совсем так. 

   Граница реальности и мистики тонкой нитью проходит через страницы романа -образ Черного человека, который начал

приходить к Сергею во снах, а потом появляться в реальности. Читая, создавалось впечатление, что необычная организация

души поэта находилась на гране реального и потустороннего, именно это не давало ему повода останавливаться, двигаться

вперед, бороться. 

   До глубины души меня потрясли финальные страницы романа, очень необычное и в тоже время лирическое завершение.

Финал вызвал невероятные эмоции!!!Спасибо автору за них! 

   Танец - это искусство, Слово-тоже, они могут двигать умами и душами человека, они даны, чтобы люди могли познать себя

как личность, показать себя, как особую и уникальную составляющую этого противоречивого мира! Два начала -Женщина и

Мужчина, все что они созидают позволяет Вселенной существовать! Пока будет существовать Вселенная мы будем постигать

радость Бытия через соприкосновение с миром искусства!


"Не гляди на ее запястья 
И с плечей ее льющийся шелк". 


Желаю автору книги - Татьяне Трубниковой вдохновения, новых творческих задумок и их реализации! 

                                                     Ольга Гудина, педагог, словесник, руководитель детско-юношеского коллектива

                                                                                                                     "Художественное слово" в г. Серпухов.

 

 Очень поэтический слог.

                                                      Сергей Чернышов.

 

                                         Рецензия на роман Татьяны Юрьевны Трубниковой

 

                                                                                                    «Танец и слово»

                                                                                          (проект «Авторские решения», Москва, 2015 г.)

 

   В современном литературоведении редко встречаются книги, которые несут в себе ценность, представляют

собой самостоятельное исследование, основанное на документальных источниках. Одна из правдивых книг

о жизни С.А.Есенина – это роман Т.Ю.Трубниковой – «Танец и слово», посвященный одному из эпизодов его

жизни – встрече и женитьбе на великой танцовщице – Айседоре Дункан.

   Роман очень интересен, как в композиционном плане, так и в раскрытии образов главных героев. Композиция

произведения – с одной стороны, проста, так как нет деления на главы и части. А с другой – сложна, потому что

представляет единой целое в подробном и психологическом раскрытии образов Сергея и Исиды (Айседоры).

     По прочтении романа, нам становится понятно, почему Сергей полюбил Исиду. Ему не хватало материнской

любви, он искал ее всю жизнь в тех женщинах, которых любил… Ему не перед кем было преклонить голову,

поделиться своей болью, печалью, тоской… Его хулиганские выходки, большей частью, - это выдумка тех, кто его

окружал… Но если и были какие –то эпизоды, связанные с драками, скандалами, то это все от того, что он скрывал

свою душевную боль и не мог ее ничем залечить… С тех пор, как умер его лучший друг – Григорий Панфилов,

поэт больше никогда и не перед кем не открывал свою душу… Ни отец, ни мать, ни сестры так и не стали для него

близкими людьми… Он был одинок – и в этом трагедия Гения.

Айседора (Исида) - одинокая душа, которая прятала свою душевную боль за своими романами и своим талантом… 

Дети трагически погибли… Ученицы заменили ей ее малюток, но страдания так и не ушли из ее души… И появился

Сергей, который так походил на ее сына Патрика… Всю свою нереализованную любовь она подарила С.А.Есенину…

Их первая встреча настолько удивительна, что понимаешь, она произошла по велению Господа.. Айседора, никогда

не говорившая по –русски, увидев Сергея, сказала: «Золотая голова»… Это была любовь –от Бога… Пусть на время,

но все же настоящая…

    Два главных героя постоянно ходят по лезвию ножа, ссорятся, мирятся… Но все же – они вместе… Эти два Великих Гения

– Великие страдальцы, так и не нашедшие в своей жизни Себя…

   Интересный факт, что роман «Танец и Слово» основан на реальных воспоминаниях, филологическом анализе творчества

Сергея Есенина и документальных воспоминаниях, и книгах об Айседоре Дункан, т.е. документальная проза. Самое главное,

в романе живет Правда… А это сейчас такая редкость, за что Татьяне Юрьевне Трубниковой – низкий поклон!!!

Желаю автору крепкого здоровья, творческих успехов, прекрасных читателей и новых романов!!!

 

                                                                                                                       Наталья Сайбаталова

Хочу выразить благодарность и низкий поклон прекрасной писательнице Татьяне Трубниковой за ее талант,искренность, душевность, доброту! Спасибо Вам огромное за прозу!!!! Ваши произведения берут за душу, учат доброте, любви! Читая их, начинаешь по-другому смотреть на окружающий мир, на людей, учишься больше думать, анализировать свои поступки... Главное, хочется делать больше добра!!! Читаешь рассказы и понимаешь, берут за душу.. До слез... Вы - истинный художник, мастер слова, несущий людям добро и свет! Творческих Вам успехов! Желаю вам прекрасных читателей, добра, радости, и самое главное, ВДОХНОВЕНИЯ!!! Ждем от Вас новых рассказов и книг! Дай Вам Бог здоровья!!!

Огромное впечатление произвел на меня рассказ "Чужой дом". На протяжения чтения, переживала за судьбу главной героини Варвары и ее семьи...Вахрушинский дом, в котором жила она со своей семьей, оказался для нее чужим... Отомстил Дом Варваре... Забрал всю ее семью, покалечил ее судьбу... О чем этот рассказ? О том, что чужое никому счастье не приносило... Только горе.... Просто, нет слов... Тронул до глубины души, до слез..  Спасибо Вам, Татьяна, за Ваши произведения! Язык простой, настолько понятный всем, что хочется перечитывать Ваши произведения снова и снова!!!!

   

                                                                                                 Наталья Сайбаталова.

 

 Язык необычен. Быстро не прочтешь. Представляла... Будто бы по литературе учу творчество Есенина. Я бы смело

принесла ваш роман в техникум и порекомендовала всем.
 
                                                                                                 Эля Абдуллина, Челябинск.
   А мне Ваш роман понравился. Поэтично написано.
 
                                                                                                  Антон Архангельский.
 

Здравствуйте Татьяна! Я рязанский поэт. Безумно восхищён Вашим романом. Вы очень тонко прочувствовали тонкость

романтических отношений двух талантливейших людей прошлой эпохи. Поражён, как Вы декламируете стихи и отрывки

из своего романа. С уважением и пожеланиями творческих успехов и огромного вдохновения!

 

                                                                                                   Станислав Кулагин, поэт. 

 
   Вот мои мысли о книге. Немного предыстории... 14 июля 2015 года мы с Сергеем возвращались из театра им. Ермоловой.
Решили идти пешком до м. Боровицкая. Конечно, зашли в книжный магазин "Москва" на Воздвиженке. Люблю я его, можно
взять книгу, сесть на уютный диван, полистать. Вот так я и поступила, взяв с полки новую книгу об Айседоре и Сергее
Татьяны Трубниковой. Скажу честно, размышляла: покупать или не покупать. Об Айседоре написано много книг, в моей 
библиотеке 12 изданий, о нашем великом проэте еще больше книг и воспоминаний. У самой есть танцевальный моноспектакль 
об их удивительных отношениях - "Айседора... шарф... Есенин". Каждого из них воспевали и ругали, восхищались и
ненавидели... часто писали поверхностно и с "перчинкой". Я взяла книгу, села на диван и стала просматривать. Прочтя одну
страницу, открыла в середине и в конце и поняла: эта книга должна быть в моей библиотеке. Даже беглого взгляда хватило
понять: автор любит своих героев, любит Сергея и Исиду.Это так красиво написано о них: "...радуга рассыпалась на миллионы
мельчайших сияющих осколков и накрыла их, растворившись в каждой клеточке тела. Радуга радости". Книг художественных, 
публицистических, искусствоведческих, а также воспоминаний современников об А. Дункан и С. Есенине - МНОЖЕСТВО. 
Взгляд одного человека отличается от взгляда другого, кто любил, кто-то ненавидел. Может, мы никогда и не узнаем правды, а, 
может, это совсем и не нужно. А вот умение пропустить через себя эти знания, почувствовать судьбу героя через его творчество
и создать чуткое тонкое повествование - заслуживает восхищения. Татьяна Трубникова с этим справилась. И если и есть 
домысливание, то оно очень бережное. Тот, кто впервые знакомится с героями Сергеем и Исидой по книге Татьяны, думаю,
поймет поступки их, будет им сопереживать и полюбит их. Писательница любит своих героев.
  Повествование построено на мыслях и чувствах Сергея и Исиды. А вот слова этого повествования рождены от стихов и писем
Есенина, от книги и писем Дункан. С таким приемом я столкнулась впервые. Конечно, я читала поэзию С. Есенина, много знаю
наизусть. Ою Айседоре изучила много воспоминаний. Для меня это важно было как для танцовщицы и продолжательницы ее
традиций. А тут в книге "Танец и Слово" я это читаю и переживаю заново. Вроде все знаю и не знаю, помню и не помню.
Бальзам на душу читать такие строки - Айседора "не танцевала в обычном понимании этого слова - она молилась. Ее танец стал
одной безмолвной молитвой, она постигла ее. А потому - постигла, что есть танец". (стр. 62). А Сергей Есенин - "ведь он пишет
не стихи, он пишет свою жизнь - стихами! Просто разворачивает тему, переплетая строчки с кровью сердца и событиями
каждого дня". (стр. 354). Татьяна пишет об Айседоре: "Никто не умел переливать, переплавлять в себе музыку, как это делала
она. В ней, как в печи, соединялась мысль, рожденная музыкой, ее чувственность и ритм". (стр. 94). Очень точно уловила
писательница один из главных моментов танца Исиды. Музыка - это мелодии нашей жизни, и в ней есть все: радость и страдание,
нежность и резкость, восторг и отчаяние. Исида это передавала пластикой тела и своей душой. "Что есть ее танец без музыки?!
Просто шаги, небольшие прыжки, взмахи рук. Лишь с музыкой он становится плотью и кровью, заставляя людей плакать и
дрожать от счастья и горя". (стр. 178). Очень тонко подмечено. Есенин свою жизнь отразил в своей поэзии. Татьяна, любя и 
зная творчество поэта, помогает читателю понять человека-Есенина. Вот как в книге дано переживание поэта, ведь мы сразу
вспоминаем строчки стихов: "Смотрел внутрь себя и видел: сказать всем правду сейчас. Никакой он не хулиган и не скандалист.
Это, лишь чтоб ярче гореть...". И чуть дальше: "Все в этой жизни мы познаем лишь в контрастных красках. Да, хотел он, хотел
когда-то "розу белую с черной жабой... на земле повенчать". Пусть бесы в душе пляшут гопака - еще неизвестно, может, ангелы
победят. Они сильнее. Исиды рядом не было". Кому-то может показаться странным такой литературный прием, а мне по душе. 
Я даже лучше поняла самого поэта. За этобольшое спасибо автору - Татьяне Трубниковой. Для себя выделю главное - я вновь, как
и в своем творчестве, окунулась в судьбу любимых героев. Они прекрасны!!!
 
                                                        Юлия Тагали. Сентябрь 2015 года.
 
 
          Лично мне роман понравился, про отношения Дункан и Есенина в этот год что-то много привалило, прям не дает
покояэта тема девичьему перу!) Но это, скорее, документально-художественный роман в прозе. Труд большой и перо 
хорошее, увлекательно написали. Хотя лично я не согласен почти со всеми Вашими интерпретациями - письма Есенина
и не только и не столько к Дункан говорят о его скорее полупрезрительном, нежели любовном отношении к этой
"женщине сорока с лишним лет". Но Ваш роман я читал с увлечением. Живописное перо, поздравляю!
 
                                                        Дмитрий Дарин, поэт и писатель, лауреат Всероссийской литературной премии 
                                                        "О, Русь, взмахни крылами...". Член редколлегии всероссийских лит. журналов
                                                        "НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ", "РОССИЙСКИЙ КОЛОКОЛ" и "ДОМ РОСТОВЫХ".
 
 
   Прочитал 38 листов, нет времени. Но то, что я прочитал - Живое Слово. Спасибо огромное! Есть интересные моменты.
Это и "венчание" вокруг церкви, и "тщерт-ангел" и прочее - вливает в роман достоверность. Читается легко и само
повествование, а раздумья и мысли от первого лица как-то очень близко приближает к героям романа. Мне кажется,
дальше будет еще интересней.
 
                                                                                        Виктор Строков, Москва.
 
 

   О книге Татьяны Трубниковой "Танец и Слово".

   Ну вот, друзья, несколько дней, как прочитана последняя страница... Вообще, когда заканчиваешь читать интересное

произведение, некоторое время остается чувство пустоты или одиночества, как будто рассталась с любимыми друзьями,

мыслями, чувствами, будто потеряла какой-то свой необычный мир. Иногда даже не знаю, чем заняться: начать читать

что-то другое или же делать дела по дому... Так получилось и в этот раз.

  Ну, кто из нас не знает, как оборвалась жизнь Есенина или Дункан? Но знакомые события, факты из жизни поэта и

танцовщицы заиграли новыми красками, оттенками. Именно литературное, художественное Слово дает произведению

особенную жизненную энергию. Ритм повествования странный. Возникает чувство, как будто плывешь по волнам.

Для меня важным в конеце книги стало ощущение одиночества Исиды и Сергея, переживания их и размышления, как

они прожили жизнь и для чего. Был ли смысл в том, что оба стали известны, искусство их радовало и восхищало людей, 

они добились желаемого. И что осталось? Пустота... Вокруг люди, а есть ли друзья, близкие, кому можно доверить самое

дорогое и сокровенное? Есенин в книге для меня созвучен с тем образом, который создал ныне покойный А.С. Денников

на сцене театра кукол "Исповедь хулигана". Образ человека, любящего Родину, разочаровавшегося в ожиданиях после

революции, не боявшегося говорить и писать, как чувствовал и думал.

   Дункан такая же фантазерка, решившая, что где-то есть другая, новая жизнь: в Советской России.

   Босоножка и поэт с детства были мечтателями, делали, что хотели, и им удавалось, несмотря на трудности, воплощать

свои мечты. Они жили Здесь и Сейчас. Делали вызов себе и другим, покоряли своим талантом, окунались в любовь с головой.

  У меня было ощущение, что лечу на огромной скорости, дух захватывает, и в этот момент не думаешь, что можешь упасть

и разбиться. Вот так жили Есенин и Дункан! Даже если расплатой может быть бедность или чувство одиночества. В глубине

души знали оба, что через много лет их будут помнить и любить. Так и вышло: есть и будут последователи танцевальной школы

Дункан, а стихи Есенина будут читать, петь, создадут литературные премии в честь поэта.

   Полет Танца и художественного Слова! Танец тоже как Слово, оба они жили этим!!! Полет души, доброты и тепло к людям, ко всему живому!! Не знаю, какими словами еще выразить свои впечатления, но слезы наворачиваются...

 

                                                                          Рожкова А.В., клинический психолог.

                                                                           15 июля 2015, макушка лета.

 

   Так можно писать только о тех, кого любишь.
 
                                                                        Ирина Якунина.
 
   У меня осталось ощущение некой мистичности образов героев. Они окутаны дымкой сказки. И вместе с тем дана четкая
прорисовка их характеров. В сочетании с тонко выявленной атмосферой времени 20-х годов создается впечатление, будто
видишь героев воочию. Характер Исиды (Изадоры Дункан) мне представляется с одной стороны практичным, очень
рациональным, а с другой - мечтательным и зыбким, нереальным, теряющимся в тумане ее фантазий, грез и видений,
галлюцинаций. Есенин - ее боль. Он будет жить вечно. Это ясно. Он как цветок, случайно расцветший в грязи его
эпохи. Потому что то время было очень жестким, он не соответствовал ему. Жизнь его была тяжела по-настоящему. Но
иначе он существовать не мог. Поразила концовка. Глубокое проникновение в состояние поэта: с его предчувствиями,
видениями, ужасом его реальности.
   Сама форма написания романа очень соответствует тем годам. Окунаешься в то время, веришь всему высказанному.
   Под впечатлением, очень сильным. Будто зрение сместилось в те года. Роман глубокий, контрастный, правдивый,
погружающий в эпоху, вызывающий мистическое чувство неотвратимости рока, хрупкости человеческой жизни.
И наперекор судьбе - силы поэтического слова.
 
                                                                   И.И. Бабаянц, член Союза художников России, заслуженный
                                                                  работник культуры. Награжден золотой медалью СХ России
                                                                   "Традиции, мастерство, духовность".
 

   Хочу сказать...

  Первым, что могу написать - РЕКОМЕНДУЮ к прочтению. Если оценивать в процентной шкале - то 100 из 100. Не читал произведения автора до этого. Первым, что прочел, был рассказ – «Фраза», он действительно тронул, проникся. Недавно перечитывал его, этого рассказа нет книге «Знаки перемен», но это был первый шажок к прочтению… Начал читать после сразу же, практически, за 2 дня мимолетом, как на одном дыхании книга была прочтена.. своя атмосфера в каждом рассказе, повести...

  Что то выделить в этой книге особенное можно, да, но это будет неправильно, она проникает в душу читающего..

  «Личико Ли» - там все тонко, опять же в конце очень тронуло, любовь и смерть...

  «Зверь» - там тоже любовь и жестокость… но пересказывать не то, лучше прочесть..

  В этой книге есть все, повторюсь атмосфера своя, ряд выстроенный определенный, душевность...

                                                                                   Валейко.

                                                                        

                                                          "ТЮРЕМЩИКИ"